ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №28" (далее - учебный план) для 1-11 классов, реализует основную образовательную программу начального, основного и среднего общего образования, соответствующие: − − − ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам; ФГОС ООО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. ФГОС СОО (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №28", разработанной в соответствии с ФГОС начального, основного и среднего общего образования, с учетом примерных основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования, и обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный год в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №28" начинается 02.09.2024 и заканчивается 06.06.2025. 1 триместр 2 триместр 3 триместр Учебные модули Продолжительность 5 недель 1 модуль 02.09.2024 – 06.10.2024 4 недели и 4 дня 2 модуль 14.10.202417.11.2024 3 модуль 5 недель 25.11.202429.12.2024 4 модуль 5 недель и 2 дня 09.01.202516.02.2025 5 модуль 6 недель 24.02.202506.04.2025 7 недель и 1 день 6 модуль 14.04.2025 06.06.2025* 33 недели и 2 дня (167 дней) Каникулы 07.10.2024 13.10.2024 Продолжительность 7 дней 18.11.202424.11.2024 7 дней 30.12.202408.01.2025 10 дней 17.02.202523.02.2025 7 дней 07.04.202513.04.2025 7 дней 07.06.2025 31.08.2025 86 дней 124 дня • с 27.05.2025 по 06.06.2025 – проектная деятельность, внеурочная деятельность, индивидуальные консультации, образовательные экскурсии, профориентационные мероприятия в целях реализации основной образовательной программы в полном объеме 2 • для обучающихся 1-х классов учебный год заканчивается 26 мая 2025 года • для обучающихся 9-х и 11-х классов окончание учебного года определяется в соответствии с расписанием государственной итоговой аттестации • после выхода Постановления Правительства Российской Федерации «О переносе выходных дней в 2025 году» возможны дополнительные изменения в календарный учебный график Количество часов учебного плана соответствует максимальному объему нагрузки при 5-ти дневной рабочей неделе. Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе в 1-11-х классах и только в первую смену. Режим занятий обучающихся определяется ОУ в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями: начало уроков – в 8.30; продолжительность урока (академического часа) во всех классах составляет 45 минут, за исключением 1 класса, в котором продолжительность регламентируется санитарными правилами. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - используется "ступенчатый" режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый); - обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий, элективных курсов. Факультативные занятия планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся. В Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №28" языком обучения является русский язык. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (триместровое оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за триместр осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком. Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе триместра. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №28". Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ. В учебном плане 1 - 11-х классов предусмотрены часы на внеурочную деятельность учащихся. Группы для занятий формируются из класса. Недельная нагрузка для учащихся 1 – 4-х классов – часов, для учащихся 5-11-х классов – 5 часов. Занятия имеют аудиторную и внеаудиторную занятость (экскурсии, походы и т.д.). Между началом занятий и последним уроком продолжительность перерыва составляет не менее 40 минут. 3 Учебный план составлен в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: − Начальное общее образование - 4 года − Основное общее образование - 5 лет − Среднее общее образование - 2 года 4 Начальное общее образование Учебный план начального общего образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №28" (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №28", разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой начального общего образования, и обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный план начального общего образования реализует основное содержание образования, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта. Кроме того, обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности школьников; их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования в основной школе; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. В учебном плане сохраняется в необходимом объёме содержание, являющееся обязательным на данной ступени обучения. Предметная область иностранный язык реализуется следующими учебными предметами: Иностранный язык (английский). При проведении занятий по иностранному языку осуществляется деление классов на две группы. Учебный предмет «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю, является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности. Особое внимание уделяется формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях, и прежде всего, знаний правил дорожного движения. Особенностями учебного предмета «Труд (технология)» являются: практикоориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников. В 4 классах родителями (законными представителями) обучающихся выбран для изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» (1ч в неделю). Изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и 5 вероисповедания, духовных традициях народов России. Обязательная часть учебного плана представлена компонентом образовательного учреждения и направлена на реализацию следующих целей: • развитие личности ребенка, его познавательных интересов; • выполнение социального образовательного заказа; • удовлетворение образовательных потребностей учащихся; • реализация предпрофильной подготовки; • подготовка к ситуации выбора профиля обучения в старшей школе. В части, формируемой участниками образовательных отношений выделен в учебном плане дополнительный час: В 1-3 классах – на учебный курс «Введение в геометрию», с целью расширения предмета на развитие логического мышления, пространственного воображения, более глубокого овладения математическими знаниями. Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. На внеурочную деятельность выделяется 7 часов. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию и запросу учащихся и их родителей (законных представителей). Организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Наше образовательное учреждение предоставляет учащимся и их родителям возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Часы, отводимые на внеурочную деятельность учащихся, используются на различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, соревнований. Занятия проводятся учителями нашего образовательного учреждения. Внеурочная деятельность направлена на реализацию следующих направлений: Спортивно- оздоровительная деятельность "Подвижные игры" - нацелено на разучивание традиционных народных игр, на развитие двигательных навыков и совместным действиям. Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр. Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр. Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений. "Азбука безопасности" - направлен на формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники, также на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности) «Функциональная грамотность» - Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность». Целью изучения является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества; формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире; 6 развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. «Азбука финансовой грамотности» - направлен на формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни, связанной с проблемой удовлетворения потребностей человека, обеспечивает осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, формирует бережливость, экономность, трудолюбие и щедрость. Коммуникативная деятельность Кружки «Занимательный русский язык», «Грамотный читатель» - направлены на развитие у учащихся творческих способностей, пробуждение интереса к исследовательской деятельности. Художественно-эстетическая творческая деятельность «Художественное творчество: станем волшебниками» - направлено на развитие творческого потенциала детей средствами художественного труда; формирование прикладных умений и навыков; воспитание интереса к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду. «Веселый карандаш» - позволит овладеть способами художественной деятельности, эмоционально-ценностное восприятие произведений изобразительного искусства, выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру, овладение элементарными умениями изодеятельности. Информационная культура «Программируем, учимся и играем» - курс нацелен на: развитие алгоритмического, логического и системного мышления обучающегося, формирование у него творческого подхода к решению задач; формирование культуры пользования информационными и коммуникационными технологиями, умений и навыков проектной и исследовательской деятельности; воспитание интереса к программированию как к ключевой технологии XXI века, стремления использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни. Интеллектуальные марафоны «Развитие математических способностей» - направлены на развитие аналитико-синтетических сфер ребёнка, памяти, внимания, мышления, развивает творческую, поисковую активность детей (сообразительность, выдумка, способность к творческому поиску, логический анализ и синтез). «Учение с увлечением!» «Умники и умницы- направлен на развитие аналитико-синтетических сфер ребёнка, памяти, внимания, мышления, развивает творческую, поисковую активность детей (сообразительность, выдумка, способность к творческому поиску, логический анализ и синтез). Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально-ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений «Орлята России» - программа воспитания детей младшего школьного возраста, созданная на принципах патриотизма и гражданственности, способствующая приобщению детей к традиционным ценностям российского общества, развитию социальной активности каждого ребёнка и умений командного взаимодействия. 7 Проектно-исследовательская деятельность "Разговор о правильном питании" - направлен на формирование у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, о значении важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья; осознание ими личностной и социальной значимости здоровья, как жизненной ценности. "Полезные привычки" - формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения. «Мы-твои друзья» - формирует у учащихся ответственное отношение к животным как части экологической культуры, гуманное отношение к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных и изучению жизни животных. Внеурочные занятияпатриотической, нравственной и экологической тематики «Разговоры о важном» - цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. При реализации учебного плана используются учебники в соответствии с перечнем учебников, утверждённым приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" ( в редакции от 21.06.2024 г) Внеурочная деятельность: • Программа внеурочной деятельности «Полезные привычки» составлена на основе авторской программы Л.А.Обуховой, О.Е.Жиренко «Уроки здоровья». • Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» (1-4 классы) Т.Н.Проснякова. • «Занимательная математика» (Е. Э. Кочурова) • Разговор о правильном питании. ММ. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании • «Экономика: первые шаги» (О. С. Корнеева) • Азбука безопасности «Я — пешеход и пассажир» Н.Ф. Виноградова • Программа «Подвижные игры» с учётом «Программы внеурочной деятельности. Туристскокраеведческая деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность» Степанов, П. В., Сизяев, С. В., Сафронов Т. Н. М., Просвещение, 2011. • Программа «Волшебный карандаш» разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. • «Развитие математических способностей» автор Глаголева Ю.И. • «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» авт. Антошин М. К. • «Мы – твои друзья» Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального 8 • • • общего образования на основе авторской программы внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова «Эрудит. Русский с увлечением» авт. В.Н.Воротникова, Н.С. Касель, И.В. Шалыгина Программа «Функциональная грамотность» «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа внеурочной деятельности «Программируем, учимся и играем» Босова Л.Л., Босова А.Ю., Филиппов В.И. 9 Учебный план начального общего образования (5-дневная учебная неделя) Предметные области Учебные предметы/ классы Количество часов в неделю III IV Всего I II Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение 4 4 4 4 16 Иностранный язык Иностранный язык (английский) – 2 2 2 6 Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16 Обществознание и естествознание Окружающий мир (Окружающий мир) 2 2 2 2 8 Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики – – – 1 1 Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 Музыка 1 1 1 1 4 Технология Труд (технология) 1 1 1 1 4 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 8 20 22 22 23 87 1 1 1 0 3 Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами 21 23 23 23 90 Учебные недели 33 34 34 34 135 Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Искусство Итого: Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математика Введение в геометрию и информатика 10 Внеурочная деятельность 1-4 классы Направления внеурочной деятельности Учебные курсы Форма организации внеурочной деятельности 1а 1б 1в 1г 1м 2а 2б 2в 2г 2м 3а 3б 3в 3г 3м 4а 4б 4в 4г 4м Внеурочные занятия патриотической, нравственной и экологической тематики Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности) «Разговоры о важном» Классный час. Разговор или беседа с обучающимис я Кружок 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Спортивнооздоровительная деятельность Проектноисследовательская деятельность «Функциональна я грамотность» «Азбука финансовой грамотности» «Подвижные игры» «Азбука безопасности» «Мы твои друзья» Кружок Спортивная секция Кружок 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Кружок Кружок Коммуникативная деятельность «Разговор о правильном питании» «Полезные привычки» «Грамотный читатель» Кружок Художественноэстетическая «Занимательный русский язык» «Веселый карандаш» 1 1 Кружок 1 Кружок Студия 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 творческая деятельность Информационная культура Интеллектуальные марафоны «Учение с увлечением!» Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социальноориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель «Художественно е творчество: станем волшебниками» «Программируем , учимся и играем» «Развитие математических способностей» «Умники и умницы» «Орлята России» Студия 1 1 1 Кружок 1 Кружок 1 1 Кружок Детское общественное объединение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 33 33 33 33 33 34 34 34 34 34 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 2 2 2 2 2 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 Зам. директора по УВР: _________/В.С.Петрова/ 12 Основное общее образование 5- 9 классы Учебный план основного общего образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №28" (далее учебный план) для 5-9 классов, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, соответствующую ФГОС ООО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №28", разработанной в соответствии с ФГОС основного общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой основного общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Целевая направленность учебного плана состоит в следующем: • Обеспечить освоение учащимися обязательного минимума содержания основного общего образования на уровне требований ФГОС; • создать основу для адаптации учащихся к жизни в обществе, для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; • обеспечить образовательные потребности и интересы разных категорий обучающихся, с различным уровнем реальных учебных возможностей; • обеспечить социально-педагогические отношения, сохраняющие физическое, психическое и социальное здоровье учащихся В учебном плане сохраняется в необходимом объёме содержание, являющееся обязательным на данной ступени обучения. Учебный план соответствует основным целям образовательного учреждения. Структура и содержание плана ориентированы на развитие целостного мировоззрения и подготовку обучающихся к восприятию и освоению современных реалий жизни. Учебный план содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и объём учебного времени, отводимого на их изучение. Обучение в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» ведется на русском языке. Учебный план не предусматривает преподавание учебных предметов «Родной язык» и «Родная литература» предметной области «Родной язык и родная литература», так как родители обучающихся в заявлениях не выразили желания изучать указанные учебные предметы. Учебный план не предусматривает преподавание и изучение предмета «Второй иностранный язык» в рамках обязательной предметной области «Иностранные языки», так как родители в заявлениях не выразили желания изучать учебный предмет. В рамках учебного предмета «Математика» предусмотрено изучение учебных курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Итоговая отметка по предмету «Математика» выставляется как среднее арифметическое годовых по предметам «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Учебный предмет «История» в рамках обязательной предметной области «Общественно-научные предметы» включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история», на которые суммарно отводится по 2 часа в неделю в 5–9-х классах. 13 Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее ОДНКНР) является логическим продолжением предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» начальной школы. Реализация предметной области ОДНКНР происходит в 5 – 6 классах. Преподавание предмета «Основы безопасности и защиты Родины" в 8 – 9 классах осуществляется на базовом уровне и обусловлено необходимостью освоения обучающимися умений действовать в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. При изучении ОБЗР предусмотрены часы на изучение правил дорожного движения. Учебный предмет "Обществознание" включает разделы «Экономика» и «Право», которые преподаются в составе предмета "Обществознание". Кроме того, в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014 № 081045" Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования" в курс обществознания для учащихся 8-9 классов включены рекомендуемые темы для изучения: " Карманные деньги: за и против", " Бюджет моей семьи", " Бюджет государства и семьи", " Государственный бюджет Российской Федерации", Банковская система России", " Пенсионные программы". Часть, формируемая участниками образовательных отношений, используется для увеличения учебных часов отдельных учебных предметов предметных областей обязательной части учебного плана (формируется по согласованию с родителями (законными представителями) учащихся): В 5-х, 7-х, 8-х, 9б, 9в классах (1 час.) – практикум по русскому языку с целью формирования лингвистического мышления, повышения речевой и языковой культуры, развития языковой рефлексии, усиления интереса к изучению языка, на формирование орфографических и пунктуационных умений, на проектную и исследовательскую деятельность, для работы с учащимися требующих повышенного внимания и с целью подготовки учащихся к предстоящим экзаменам. В 5м, 6г,м, 7г,м, 8г,м, 9а,г,м -х классах (1 час.) – на практикум по математике для организации предпрофильной подготовки обучающихся и с целью подготовки учащихся к предстоящим экзаменам. В 5 а,б,в и 6 а,б,в (1 час) на факультативный курс Введение в информатику для организации предпрофильной подготовки обучающихся. В 7 а,б,в и 8 а,б,в (1 час) на физическую культуру с целью подготовки обучающихся к спортивным соревнованиям. Особенностью учебного плана является введение внеурочной деятельности, важной составной части содержания образования, увеличивающей вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников. В 5 - 9 –х классах выделяется по 5 часов в неделю на внеурочную деятельность. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию и запросу учащихся и их родителей (законных представителей). Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Секции «Спортивные игры», - нацелено на разучивание правил игры, на развитие двигательных навыков и совместным действиям. Развитие физических качеств: ловкости, 14 равновесия, быстроты движений посредством подвижной игры. Закрепление основных движений: бега, прыжков, броска в ходе игр, ориентирование на местности. "Азбука безопасности" - направлен на формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники, также на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности. «Любительский театр» - направлена на формирование у них способности управления культурным пространством своего существования в процессе создания и представления (презентации) художественных произведений. Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся «Функциональная грамотность» - Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность». Целью изучения является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества; формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире; развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся «Программирование Scratch» - данный курс ориентирован на программирование в среде Scratch, а также на развитие логического и алгоритмического мышления. Ученики получать представление об элементарных алгоритмах, которые используются в разработке игр, узнают, какие бывают игры и как их создают, какие этапы проходит компьютерная игра, прежде чем попасть в руки игроков. Все это позволит ученикам развить мышление, представить разработку игр, как профессиональную деятельность. Занятия по программе будут проводиться на обновленной материально – технической базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Робототехника данный курс даст возможность школьникам закрепить и применить на практике полученные знания по таким дисциплинам, как математика, физика, информатика, технология. На занятиях по техническому творчеству учащиеся соприкасаются со смежными образовательными областями. За счет использования запаса технических понятий и специальных терминов расширяются коммуникативные функции языка, углубляются возможности лингвистического развития обучающегося. Использование конструктора LEGO EV3 позволяет создать уникальную образовательную среду, которая способствует развитию инженерного, конструкторского мышления. В процессе работы с LEGO EV3 ученики приобретают опыт решения как типовых, так и нешаблонных задач по конструированию, программированию, сбору данных. Кроме того, 15 работа в команде способствует формированию умения взаимодействовать с соучениками, формулировать, анализировать, критически оценивать, отстаивать свои идеи. Занятия по программе будут проводиться на обновленной материально – технической базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». «Код будущего» — это проект, организованный Минцифры России в рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» национальной программы «Цифровая экономика». В рамках проекта школьники могут обучиться современным языкам программирования. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся «Россия – мои горизонты» - профориентационный проект, направленный на раскрытие талантов и осознанный выбор карьеры. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Кружок «Исследовательские и проектные работы по биологии». В курсе представлены теоретические и практические задания по исследованиям в естественных науках, они способствуют самореализации ученика. Задачи обеспечивают закрепление теоретических знаний, учат творчески применять их в новой ситуации. Большое значение на занятиях уделяется формированию исследовательских умений и навыков, способности мыслить нестандартно, ставить цель и планировать исследование. Занятия по программе будут проводиться на обновленной материально – технической базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Кружок «Финансовая грамотность» - его целью является формирование основ финансовой грамотности среди учащихся посредством освоения базовых финансовоэкономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др. Информационнопросветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» - цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. По итогам работы проводятся конкурсы, соревнования, дни здоровья, коллективные творческие дела, конкурсы, выставки, защиты проектов. При проведении учебных занятий по «Иностранному языку», «Технологии», «Информатике и ИКТ» осуществляется деление классов на две группы. Учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования при пятидневной учебной неделе. Продолжительность учебного года - 34 учебных недели. Максимальный объём учебной нагрузки обучающихся не превышает установленных норм, предписанных нормативными документами «Санитарные правила СП 2.4.3648-20 16 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28» При реализации учебного плана используются учебники в соответствии с перечнем учебников, утверждённым приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников (в ред. от 21.06.2024)". Внеурочная деятельность: • «Волейбол» на основе программы внеурочной деятельности учащихся «Волейбол» авторы Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.Б. Маслов; • Программа «Настольный теннис» разработана на основе авторской программы В.Г.Барчукова, В.А.Воробьев, О.В.Матышин • Азбука безопасности «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс - Фролов М.П. • «Любительский театр» Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителейобщеобразоват. учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. • Программы курса «Программирование Scretch» (Цветкова М.С., Богомолова О.Б. • • • • «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы» Исследовательские и проектные работы по биологии.5-9 классы. Авторы: Смирнов И.А., Мальцевская Н.В. «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 5-9 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). «Робототехника» программа разработана на основе учебно-методического комплекса Копосова Д.Г. «Первый шаг в робототехнику» издательства БИНОМ Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО, авторской программой Е.А.Вигдорчик, И.В.Липсица, Ю.Н.Корлюговой, А.В.Половниковой «Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразовательных организаций. – М.: ВАКО, 2018 17 Учебный план основного общего образования (5- дневной учебной недели) Предметная область Учебный предмет/курс 5 Русский язык и литература Иностранные языки Математика и информатика Общественно-научные предметы Естественно-научные предметы Искусство Технология Физическая культура Основы безопасности и защиты Родины Основы духовнонравственной культуры народов России Русский язык Литература Иностранный язык (английский) Иностранный язык (немецкий) Математика Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика История Обществознание География Физика Химия Биология Изобразительное искусство Музыка Труд (технология) Физическая культура Основы безопасности и защиты Родины Основы духовнонравственной культуры народов России 6 а,б,в м а,б,в Обязательная часть 5 5 6 3 3 3 3 3 3 Количество часов в неделю 7 8 Всего 9 г,м а,б,в г,м а,б,в г,м а,г,м б,в 6 4 4 3 3 3 3 21 3 3 2 3 2 3 2 3 2 3 3 3 3 3 13 15 3 3 5 0 0 0 5 0 0 0 5 0 0 0 5 0 0 0 0 3 2 1 0 3 2 1 0 3 2 1 0 3 2 1 0 3 2 1 0 3 2 1 28 9 6 3 0 2 0 1 0 0 1 1 1 2 2 0 0 2 0 1 0 0 1 1 1 2 2 0 0 2 1 1 0 0 1 1 1 2 2 0 0 2 1 1 0 0 1 1 1 2 2 0 1 2 1 2 2 0 1 1 1 2 2 0 1 2 1 2 2 0 1 1 1 2 2 0 1 2 1 2 2 2 2 0 1 1 2 1 1 2 1 2 2 2 2 0 1 1 2 1 1 2 1 2 3 2 2 0 0 1 2 1 1 2 1 2 3 2 2 0 0 1 2 1 3 10 4 8 7 4 7 3 4 8 10 2 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 2 18 Итого 27 27 29 29 30 30 31 31 32.5 32.5 152 1 0 0 1 2 33 34 1 1 0 0 2 33 34 0 1 0 0 1 33 34 1 0 0 0 1 33 34 4 5 2 2 13 165 34 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса Практикум по русскому языку Практикум по математике Введение в информатику Физическая культура Итого ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель 1 0 1 0 2 29 34 1 1 0 0 2 29 34 0 0 1 0 1 30 34 0 1 0 0 1 30 34 1 0 0 1 2 32 34 1 1 0 0 2 32 34 19 Внеурочная деятельность 5 – 9 классы Направления Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Информационнопросветительские занятия Наименование Секция «Спортивные игры» 5а 1 5б 1 5в 1 5м 6а 1 6б 1 6в 1 6г 1 6м Кружок «Азбука безопасности» 1 1 Кружок «Любительский театр» 1 1 Кружок «Функциональная грамотность» 1 1 1 1 1 Кружок «Робототехника» Кружок «Scratch программирование» Код будущего 1 «Россия –мои горизонты». Кружок «Финансовая грамотность» 1 1 1 1 Кружок «исследовательские и проектные работы по биологии» 1 1 1 Классный час «Разговор о 1 1 1 1 1 7б 1 7в 1 7г 1 7м 1 8а 1 8б 1 8в 1 8г 1 8м 1 9а 1 9б 1 9в 1 9г 1 9м 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7а 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 патриотической, нравственной и экологической направленности Итого важном» 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 Зам.директора по УВР: _________/В.С.Петрова/ 21 Среднее общее образование Учебный план среднего общего образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №28" (далее учебный план) для 10-11 классов, реализующих основную образовательную программу среднего общего образования, соответствующую ФГОС СОО (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Среднее общее образование призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Учебный план среднего общего образования направлен на реализацию следующих целей: • создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ; • обеспечение базового изучения отдельных учебных предметов программы полного общего образования; • установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными образовательными потребностями; • расширение возможностей социализации обучающихся; • обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ профессионального высшего образования; • удовлетворение социального заказа родителей и учащихся. Учебный план для 10 - 11-х классов составлен в соответствии с федеральным государственным стандартом среднего общего образования и реализует в полном объеме обязательную часть учебного плана ФГОС СОО. В образовательном учреждении в 2024-2025 учебном году сформированы два 10-х и один 11-й класса. Обучение в 11 классе организовано по социально-экономическому профилю, который ориентирован на углублённый уровень изучения предметов «Обществознание» и «Математика». В 10а классе обучение организовано по технологическому (инженерному) профилю (с углубленным изучением математики и физики). В 10б классе универсальный профиль. Однако по запросу обучающихся и их родителей (законных представителей) в этих классах на углубленном уровне изучается учебный предмет «Алгебра и начала математического анализа», «Обществознание». Обязательная часть учебного плана представлена следующими предметными областями и предметами: − предметная область «Русский язык и литература» реализуется через изучение учебных предметов «Русский язык» и «Литература» 22 − предметная область «Иностранные языки» в учебном плане представлена предметом «Иностранный язык (английский)». − предметная область «Математика и информатика» реализуется через изучение учебных предметов «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика», «Информатика». Итоговая отметка по предмету «Математика» выставляется как среднее арифметическое годовых по предметам «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». − предметная область «Общественно-научные предметы» в 10 и 11 классах реализуется через изучение учебных предметов «История», «Обществознание», «География». Учебный предмет «История» представлен учебными модулями «Всеобщая история» и «История». При изучении учебного предмета «История» используется блочно-модульный подход, что позволяет формировать целостное представление о мире в историческом контексте, раскрывать общемировые закономерности исторического развития, уникальность роли и исторической судьбы России на различных этапах; − предметная область «Естественно-научные предметы» в 10 и 11 классах реализуется через изучение учебных предметов «Биология», «Химия», «Физика»; − предметная область «Физическая культура» реализуется через изучение учебного предмета «Физическая культура»; − предметная область «Основы безопасности и защиты Родины» реализуется через изучение учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной жизни и культуры. Учебный план на уровне среднего общего образования предполагает обязательность реализации индивидуального образовательного проекта всеми обучающимися. В связи с этим в учебном плане для 10-х классов выделено 1 час в неделю учебного времени для реализации индивидуального образовательного проекта. Вариативная часть учебного плана направлена на реализацию запросов социума, сохранение линий преемственности и подготовку старшеклассников к сознательному выбору последующего профессионального образования. Часы вариативной части учебного плана формируются по запросу родителей (законных представителей) обучающихся, с их письменного согласия. В учебном плане выделены дополнительные часы для организации углубленного изучения предмета «Математика», «Обществознание»; - по 1 часу в 10б и 11 классах – на изучение предмета «Право» для развития содержания учебных предметов на базовом уровне. На уровне среднего общего образования организованы элективные курсы, которые решают задачи расширения знания учебных предметов, расширенного изучения отдельных разделов базовых курсов. В учебный план 10б - го класса включен элективный курс «Русское правописание: орфография и пунктуация». Основная цель данных элективных курсов - углубленное изучение предмета. 23 Прикладной элективный курс, имеющий целью обеспечить знакомство обучающихся с важнейшими способами применения знаний по предмету на практике: «Решение задач повышенной сложности по математике». В 10б -11 классах в учебный план включен элективный курс «Основы финансовой грамотности», цель которого формировать понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. Элективные курсы являются неотъемлемым компонентом вариативной системы образовательного процесса на уровне среднего общего образования, обеспечивающим успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся. Внеурочная деятельность осуществляется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся и является обязательной. Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы и организуется на основании запросов обучающихся с учетом кадровых, материальнотехнических условий по следующим направлениям развития личности: спортивнооздоровительному, духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, социальному, общекультурному. Разнообразие видов внеурочной деятельности определяется запросами обучающихся, их родителей (законных представителей), а также концепцией по созданию многообразного, многофункционального пространства развития личности обучающегося. Внеурочная деятельность в 10 - 11 классах. Информационно - просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном». Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. В рамках этого курса изучаются вопросы курса «Семьеведение» для развития системы духовно-нравственных представлений об институте брака и семьи в современном обществе. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся представлены курсом «Россия - мои горизонты», Проект «Билет в будущее», встречи с представителями профессиональных учебных заведений Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся представлены кружком «Функциональная грамотность. Направление Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся проводятся в форме кружка «Полиглот». Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов представлены работой секции «Спортивные игры». При реализации учебного плана используются учебники в соответствии с перечнем учебников, утверждённым приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при 24 реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников (в ред. от 21.06.2024)". Максимальный объём учебной нагрузки обучающихся не превышает установленных норм, предписанных нормативными документами «Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28» При проведении учебных занятий по «Иностранному языку», «Информатике и ИКТ» осуществляется деление классов на две группы. «Технологии», 25 Учебный план среднего общего образования (5-дневная неделя) Предметная область Учебный предмет Уровень (технол. проф.) Количес тво часов в неделю 10 а класс Уровен Количе Уровень ь ство (социаль (униве часов в норсальн неделю эконом. ый проф) 10 б проф) класс Количе ство часов в неделю 11 класс Б Б Б У У 2 3 3 8 4 Б Б Б У У 2 3 3 7 4 Б Б Б У У 2 3 3 8 4 У У Б У Б Б Б Б Б Б Б 3 1 1 5 1 1 2 2 1 2 1 1 33 Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б 2 1 1 2 1 1 2 2 1 2 1 1 29 У Б Б Б Б Б Б У Б Б Б 3 1 1 2 1 1 2 4 1 2 1 Обязательная часть Русский язык и литература Иностранные языки Математика и информатика Русский язык Литература Иностранный язык (английский) Математика Алгебра и начала математического анализа Геометрия Вероятность и статистика Информатика Естественно-научные предметы Физика Химия Биология Общественно-научные предметы История Обществознание География Физическая культура Физическая культура Основы безопасности и защиты Родины Основы безопасности и защиты Родины Индивидуальный проект Итого 31 26 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Предметы и курсы по выбору Право Физическая культура Элективные курсы Русское правописание: орфография и пунктуация. Решение задач повышенной сложности по математике Основы финансовой грамотности Итого 1 1 34 5 1 1 1 3 1 1 1 1 34 1 34 27 Внеурочная деятельность в 10 - 11 классах Направления внеурочной деятельности Информационно просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся Форма реализации Количество часов Часов в внеурочной в неделю неделю деятельности 10 кл. 11 кл. Часть, обязательная для всех обучающихся Классный час 1 1 2 «Разговоры о важном» Курс «Россия - мои горизонты», Проект «Билет в будущее», встречи с представителями профессиональных учебных заведений Кружок «Функциональная грамотность» Часов в год 68 1 1 2 68 1 1 2 68 Вариативная часть Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов ИТОГО в неделю Кружок «Полиглот» 1 1 2 68 Секция «Спортивные игры» 1 1 2 68 5 5 10 68 Зам. директора по УВР _____________/В.С.Петрова/ 28