1. Пояснительная записка 1.1. Направленность Программы. Дополнительная образовательная программа курса «Адаптация детей к условиям школьной жизни» по подготовке будущих первоклассников к школе (далее - Программа) разработана на основе следующих нормативных правовых документов: -Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ от 17 октября 2013 года № 1155); -Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ от 06.10.2009 №373) с изменениями и дополнениями; • Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федерального Закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». • СанПиН 2.4.2.2821 - 10, утвержденных постановлением Главного - санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 зарегистрированных в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993; • письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; • программы «Подготовка к школе» из серии «Преемственность», авторы Н.А. Федосова, Т.С. Комарова, С.С. Колесина, В.Г. Большенков, В.Н. Бальсевич, А.А. Плешаков, Т.Я. Шпикалова и др., рекомендованной Министерством образования РФ. Руководитель проекта "Преемственность" Федосова Н.А. Программа предназначена для подготовки детей к обучению в школе. Осуществляет преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, целью которой становится успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Основу программы составляют прогрессивные концепции развивающего обучения, ведущая идея состоит в гармоничном развитии ребенка. Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов более эффективно при целенаправленной организованной работе, что влечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Программа курса «Адаптация детей к условиям школьной жизни» имеет социальнопедагогическую направленность. 1.2. Новизна Программы. Новизна образовательной Программы заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребенка, включить его в изменившуюся социальную среду. Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. Не подготовленный к школе ребенок не всегда может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, он не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка. От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. 1.3. Актуальность Программы. Программа курса «Адаптация детей к условиям школьной жизни» направлена на решение вопросов выравнивания стартовых возможностей дошкольников с учетом проблемы разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям школьной жизни. Программа не допускает дублирования программ первого класса. Она обеспечивает формирование ценностных установок, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития, обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности, организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности, готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Программа инвариативна и готовит к любой системе школьного образования. 1.4. Педагогическая целесообразность Программы. Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех дошкольников, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошёл для детей менее болезненно. Наибольшие трудности 2 в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на уровне начального общего образования. 1.5. Основные цели создания школы будущего первоклассника общеобразовательном учреждении: - удовлетворить запросы родителей в развитии индивидуальных способностей детей при подготовке к школе; - подготовить детей к обучению на начальном уровне образования. в 1.6. Цель Программы: создать условия для развития детей старшего дошкольного возраста для успешной адаптации к школе, формировать готовность дошкольников к обучению, развивать интеллектуальные качества, творческие способности будущих школьников. Данные цели определяются следующими задачами: • обеспечить единые стартовые условия для детей, поступающих в школу; • помочь родителям квалифицированно подготовить ребенка к школе; • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием, комфортный переход ребенка в школу; • сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе; • заложить основы доброжелательного отношения со сверстниками, выработать навыки общения с разными партерами; • содействовать формированию волевой готовности, т.е. способности подчиняться правилам и требованиям школы, взрослых, умению управлять своим поведением, умственной деятельностью; • развивать познавательно-исследовательскую деятельность; • совершенствовать навыки практически-бытовой деятельности, связанной с навыками самообслуживания. 1.7. Отличительные особенности Программы. Отличительной особенностью данной Программы является то, что она представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы. Программа курса «Адаптация детей к условиям школьной жизни» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным и начальным общим образованием и рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одного образовательного уровня на другой, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям. 3 Важнейшей составляющей педагогического процесса является личностноориентированный подход, развитие личностных компетенций. Программа базируется на следующих принципах: • непрерывности развития ребенка; • общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей; • развития творческих способностей у детей; • развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания; • развития и укрепления здоровья личности; • развития духовно-нравственных убеждений личности; • развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования. Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются: • ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»; • создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения; • организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности; • подготовка перехода от игровой деятельности к учебной; • обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности. Основными принципами подготовки к обучению являются: • единство развития, обучения и воспитания; • учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей; • уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; • комплексный подход при разработке занятий, • вариативность содержания и форм проведения занятий; • систематичность и последовательность занятий; • наглядность. В основе подготовки к обучению в школе лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии. Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности. Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия. 1.8.Программа рассчитана на детей 5-7 летнего возраста. 1.9.Сроки реализации программы. Программа реализуется в течение 1 года. Обучение детей рассчитано на 28 учебных недель, общее количество учебных часов – 56, всего занятий в год -84. 4 1.10. Формы и режим занятий. Порядок организации работы школы будущих первоклассников: • • • • • продолжительность занятий в группах предшкольной подготовки - 30 минут; форма проведения занятий - групповая; начало занятий – 01октября текущего учебного года; окончание занятий - 30 апреля текущего учебного года; режим занятий: 1 раз в неделю –3 занятия по 30 минут с перерывом на отдых 10 минут. 1.11. Ожидаемые результаты. К ожидаемым результатам реализации Программы относятся: • • • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников; развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста; формирование его готовности к систематическому обучению. Программа курса «Адаптация детей к условиям школьной жизни» нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов. Личностными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих умений: • определять и высказывать под руководством учителя самые простые - общие для всех правила поведения (этические нормы); • в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя); • при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей; • понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей; • выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы; • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; • высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам; объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему. Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» самый желаемый планируемый личностный результат. Метапредметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных. 5 Регулятивные УУД: учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; • учиться проговаривать последовательность действий на занятии; • учиться работать по предложенному учителем плану; • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия; • учиться отличать верно выполненное задание от неверного; • учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса; • учиться оценивать результаты своей работы. Познавательные УУД: • учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; • учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); • учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях; • сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки); • классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта; • учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем; • учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой). Коммуникативные УУД: • называть свои фамилию, имя, домашний адрес; • слушать и понимать речь других; • учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения; • учиться оформлять свои мысли в устной форме; • строить понятные для партнера высказывания; • уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности; • совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им; • сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов; • учиться выполнять различные роли при совместной работе. Предметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих умений. Обучению чтению и письму: отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения; 6 • задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения; • рассказывать наизусть небольшое стихотворение; • конструировать словосочетания и предложения; • определять количество слов в предложении; • составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок; • выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву; • делить слова на слоги, выделяя ударный слог; • различать звуки и буквы; • узнавать и различать буквы русского алфавита; • правильно держать ручку и карандаш; • аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру. Введение в математику: • продолжать заданную закономерность; • называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке; • вести счет предметов в пределах 10; • соотносить число предметов и цифру; • сравнивать группы предметов с помощью составления пар; • составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?; • классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию; • устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра; • распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности; • обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»; • ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги. Окружающий мир: • • • • распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных; перечислять в правильной последовательности времена года; перечислять в правильной последовательности времена года и суток; называть основные признаки времен года. Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов – создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность. 7 1.12. Формы подведения итогов реализации Программы: проведение «Дня открытых дверей» для родителей. Способы определения результативности: • наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями; • формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста; • взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями. Экспертами в оценке уровня освоения программы, которая осуществляется с помощью метода наблюдения и метода включения детей в деятельность по освоению программы, выступают педагоги. Учебный план. 2.1. Пояснительная записка к учебному плану. Учебный план разработан на основе: -Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ от 17 октября 2013 года № 1155); -Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ от 06.10.2009 №373) с изменениями и дополнениями; • Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федерального Закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». • СанПиН 2.4.2.2821 - 10, утвержденных постановлением Главного - санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 зарегистрированных в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993; • письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; программы «Преемственность» под редакцией Н.А. Федосовой. М.:Просвещение. 2015. Основная цель программы – подготовить детей дошкольного возраста к обучению в школе. Задачи: • сохранение и укрепление физического, психического здоровья детей и их эмоционального благополучия; 8 • развитие личностных качеств детей; • формирование у дошкольников ценностных установок и ориентаций; • развитие творческой активности детей; • формирование предпосылок универсальных учебных действий, развитие коммуникативных умений; • развитие умений действовать по правилам. Ведущей деятельностью при проведении занятий является игра. Через игру происходит развитие познавательной двигательной активности, совершенствуется речевое общение, формируется умение согласовывать свои действия с действиями других. На занятиях у детей воспитывается активное отношение к собственной деятельности. Они должны уметь выделять в ней цель и способы достижения, самостоятельно на основе указаний учителя определять способы выполнения задания, активно участвовать в обсуждении задания, добиваться конечного результата, в случае затруднения проявлять настойчивость и целеустремленность. Объем учебной нагрузки занятий с детьми за учебный год – 56 академических часов (84 занятия), что не превышает предельно допустимого норматива. Продолжительность занятия - 30 минут. Перемены между занятиями - 10 минут. Программа рассчитана на 28 учебных недель. Занятия проводятся 1 раз в неделю по три занятия (84 занятия в год). Программа состоит из следующих курсов: • речевое развитие (модуль «От слова к букве»); • развитие математических способностей (модуль «Математические ступеньки»); • познавательное развитие (модуль «Зеленая тропинка»). 2.2. Учебный план № Наименование курса Количество часов в неделю всего за курс обучения 1. Речевое развитие (модуль «От слова к букве») 1 28 2. Развитие математических способностей (модуль «Математические ступеньки») 1 28 1 28 3. Познавательное развитие (модуль «Зеленая тропинка») 3ч. ИТОГО (2ч. академических 84ч. (56ч. академических) 9 ) 3. Содержание учебных курсов 3.1. Общая характеристика программы. Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности: ознакомление с окружающим миром, совершенствование и развитие устной речи и графических навыков, введение в математику. В процессе изучения данных разделов программы дети получат знания об окружающем мире и практических способах взаимодействия с ним. Программа направлена на общее психическое развитие и активизацию воображения. В ходе реализации содержания программы у детей будут формироваться приемы умственных действий: сравнения, обобщения, классификации. Сформируются навыки произвольной деятельности, навыки наблюдения за объектом. Продолжится развитие речи, мелкой моторики и графических навыков, развитие умения составлять небольшой рассказ по картинке, умения произвольно удерживать внимание на предмете обсуждения, расширится словарный запас и общий кругозор детей, развитие ассоциативного мышления как основы эстетической реакции, развитие эстетического вкуса и общей культуры ребенка. Игровая форма занятий и атмосфера доброжелательности позволят ребенку избежать стресса. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации успеха для них. День за днем ребенок будет самостоятельно делать «открытия» и активно участвовать в обучении. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу. Программа включает следующие разделы: «Речевое развитие», «Развитие математических способностей» и «Познавательное развитие» Раздел «Речевое развитие» представлен модулем «От слова к букве» и нацелен на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведет подготовку к обучению чтению и обучению письма; направлен на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Раздел «Развитие математических способностей» представлен модулем «Математические ступеньки» и направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы. Курс заключается в том, что развитие познавательных процессов у детей будет 10 более эффективным, если в процесс работы с математическим материалом систематически будут включаться задания, направленные на развитие логического мышления, пространственного воображения и речи ребенка. Раздел «Познавательное развитие» представлен модулем «Зеленая тропинка» и нацелен на развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных интересов и интеллектуальных способностей. 4. Учебно-методический комплекс. Программа позволяет организовать системную подготовку детей дошкольного возраста к обучению в школе по учебно-методическому комплексу «Школа России» в начальной школе. Данная программа доступна для дошкольников, гарантирует достижение положительного результата в обучении реальные возможности личностного развития, так как построена на таких принципах как: учет возрастных особенностей, постепенное наращивание трудностей, открытость новому. Программа подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей. Программа рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования, предлагает личностно-ориентированную модель подготовки к школе и позволяют организовать системную подготовку детей к обучению в начальных классах. Программа и комплект пособий подготовлены ведущими специалистами дошкольного и начального образования. Пособия комплекта позволяют обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Комплект пособий к программе «Преемственность» (под редакцией Н.А.Федосовой) УМК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ 1.Федосова Н.А. и др. Преемственность: Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет// - М.: Просвещение, 2015. 2.Федосова Н.А. и др. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов.// - М.: Просвещение, 2015. УМК ДЛЯ ДЕТЕЙ 1.Волкова С.И. Математические ступеньки: пособие для детей 5-7 лет. - М.: Просвещение, 2015. 2.Плешаков А. А. Зеленая тропинка: учеб. Пособие для подготовки детей к школе. М.: Просвещение, 2015. 3.Федосова Н.А. От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015. 5. Рабочая программа по курсу «Речевое развитие» (модуль «От слова к букве») 11 5.1. Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе: -Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ от 17 октября 2013 года № 1155); -Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ от 06.10.2009 №373) с изменениями и дополнениями; -Программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет». - М.:Просвещение, 2015, авторской программы Н.А. Федосовой «От слова к букве», обеспеченной учебным пособием: Рабочая тетрадь «От слова к букве» для подготовки детей к школе в 2-х частях. –М.:Просвещение, 2015, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Для реализации программного содержания используются: • Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2015г. • Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2015. Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2015. Программа «От слова к букве» нацелена на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связанной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведет подготовку к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи. Место занятий в учебном плане Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 1 занятие в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут. Программа рассчитана на 28 недель. Общее количество занятий в год –28. 5.2. Содержание курса «От слова к букве» № Основные разделы курса 1. Развитие речи Беседа по картинке: *совершенствование общих речевых навыков; 12 *составление описательного рассказа. Составление рассказа по плану. Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений. Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов. Подбор обобщающих слов к группе предметов Диалог, монолог, косвенная речь. 2. Знакомство со звуками. Предложение и слово: *членение речи на предложения; *членение предложений на слова; *членение слова на слоги с использованием графических схем Слог и ударение: *деление слов на слоги; *определение количества слогов в слове. Звуки и визуальный образ буквы: *представление о звуках; *различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков; *обводка и штриховка контуров; *знакомство с написанием элементов букв, основные типы их соединений. 3. Художественная литература Сказка: *пересказ сказки; *соотносить содержание текста с изображением на картинке; *отвечать на вопросы; *ставить вопрос к тексту; *придумывать необычный конец. Рассказ: 13 *пересказ небольшого по объёму литературного произведения; *соотносить содержание текста с изображением на картинке; *отвечать на вопросы; *ставить вопрос к тексту; Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: • создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; • практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; • формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей. Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими, является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму. Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются: • расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей; • формирование грамматического строя речи ребенка; • совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.); • создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (Прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? и т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа). Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др. Цель подготовки к обучению: - создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя. В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка: 14 интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения. Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего, тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др. Формируемые УУД: Личностные УУД - формирование самооценки, приближенной к адекватной; - способствовать формированию школьной мотивации; - развитие навыка работы в коллективе. Коммуникативные УУД - ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения; - знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения); -знать устойчивые формулы речевого этикета - приветствие, прощание, благодарность, просьба; - осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко тихо, быстро - медленно, весело - грустно и т. д.; - артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению; - оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости; - обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение; - использовать соответствующие ситуации, темп, громкость; - следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре; - сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности; - соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание; Познавательные УУД - правильно произносить все звуки; - отчетливо и ясно произносить слова; - выделять из слов звуки; 15 - находить слова с определенным звуком; - определять место звука в слове; - соблюдать орфоэпические нормы произношения; Регулятивные УУД - осознанно выполнять задания педагога; - составлять предложения по опорным словам, по заданной теме; - составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин; -пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; - соблюдать элементарные гигиенические правила; -ориентироваться на странице тетради. В результате изучения курса «От слова к букве» обучающиеся научатся: - правильно произносить все звуки; -отчётливо и ясно произносить все слова; -выделять из слов звуки; -находить слова с определённым звуком; -определять место звука в слове; -соблюдать орфоэпические нормы произношения; -составлять предложения по опорным словам, по заданной теме; -составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок; -пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; -ориентироваться на странице в тетради. обучающиеся получат возможность научиться: - ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения; - знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения); - знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба; -соблюдать элементарные гигиенические правила. 5.3.Тематическое планирование модуля «От слова к букве». № занятия 1 2 3 4 Тема занятия Устная речь. Предложение. Слово. Игра: «Слова-разные». Обведение предметов по контуру. Звук. Знакомство с миром звуков. Игра «Найди звук в слове». Дорисовывание элементов в строке. Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию. Игра «Речевое лото». Строка и междустрочное пространство. Гласные и согласные звуки. Драматизация сказки «Репка». Игра «Назови звук». Дорисовывание предмета в строке. 16 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Рассказы М.Пришвина и В.Бианки. Выделение первого звука в словах. Игра «Угадай слово». Работа в строке. Составление рассказа по сюжетной картинке. Звук [о]. Игра «Кто лучше слушает». Дорисовывание элементов в строке. Схема предложения. Звуки [а], [ у ]. Игра «Найди лишнего». Работа в строке. Составление рассказа по сюжетной картинке. Звук [ ы]. Игра «Хор гласных». Штриховка предметов по контуру. Рассказ В.Ю. Драгунского «Учительница». Звук [ и ]. Игра «Цепочка». Скороговорки. Деление слов на слоги. Звук [ э ]. Дорисовывание элементов в строке Деление слов на слоги. Звуки [ й’а ]. Игра «Кто лучше слушает». Обведение элементов по контуру. Составление рассказа по картинке. Звуки [й’у]. Игра «Где спрятался звук». Штриховка предметов. Рассказы о школе. Звуки [й’э]. Игра «Что лежит в портфеле». Письмо полуовалов в строке. Рассказы о животных. Звуки [й’о ]. Игра «Кто больше». Письмо овалов в строке. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану. Звуки [л – л’]. Игра «Где спрятался звук». Письмо правого полуовала. Беседа по теме: «Моя любимая сказка». Звуки [ м – м’]. Игра «Цепочка». Письмо левого полуовала. Драматизация сказки «Теремок». Звуки [ н –н']. Игра «Где спрятался звук». Письмо прямой линии. Сказки о животных. Звуки [ р –р’]. Игра «Где спрятался звук». Письмо наклонной линии с закруглением внизу. Составление сказки к рисунку. Парные звуки. Звуки [ в-в’], [ ф-ф’ ].Игра «Назови звук». Письмо наклонной линии с закруглением вверху. Составление рассказа «Цирк зверей». Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Игра «Звуковые часы». Письмо наклонной линии с петлей вверху. Стихи о весне. Звуки [ ш ], [ ж ]. Игра «Кто больше». Письмо наклонной линии с петлей внизу. Составление рассказа-описания. Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Игра «Где спрятался звук» Дорисовывание элементов в строке Сказка «Три медведя». Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Игра «С кочки на кочку» Штриховка по контуру. Составление рассказа-описания. Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Игра «Где спрятался звук». Чередование элементов в строке. Составление рассказа по картинке. Звуки [х-х’],[ц ]. Игра «Кто больше». Штриховка по контуру. Рассказы о весне. Звуки [щ’], [ч’], [ й’]. Игра «Путаница». Чередование элементов в строке Скороговорки. Игра «Твердый — мягкий» Графический диктант. Повторение по теме : «Звуки». Игра «Лото». Графический диктант. 6. Рабочая программа по курсу «Развитие математических способностей» (модуль «Математические ступеньки») 6.1 Пояснительная записка. 17 Рабочая программа составлена на основе: -Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ от 17 октября 2013 года № 1155); -Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ от 06.10.2009 №373) с изменениями и дополнениями; - программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет», авторской программы С.И.Волковой «Математические ступеньки». М.:Просвещение. 2015, обеспеченной учебным пособием: Рабочая тетрадь «Математические ступеньки». – М.: Просвещение.2015, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Предлагаемый курс определяет содержание работы по математической подготовке детей 5-7 лет к обучению в школе и задает основные направления реализации общих психологопедагогических идей их развития на математическом материале. Для реализации программного содержания используются: • Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2015. • Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2015. Главные цели курса подготовительного периода – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников. Основная идея курса заключается в том, что развитие познавательных способностей у детей будет более эффективным, если в процесс работы с математическим материалом систематически будут включаться задания, направленные на развитие логического мышления, пространственного воображения и речи ребенка. Развитие познавательный процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи) позволяет целенаправленно и систематически развивать познавательные способности дошкольников, а это необходимое условие их подготовке к школе. В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: - арифметическая (числа первого десятка, счет прямой и обратный.), 18 - геометрическая (пространственные отношения, простейшие геометрические фигуры и их прообразы геометрических фигур в окружающем мире, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве объектов и простейших геометрических фигур, изготовление моделей геометрических фигур из бумаги и др.); - содержательно-логическая(эта линия построена на основе математического материала двух первых линий и создает условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей). Основными методами, используемых в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается метод практических действий, который позволяет дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения на действиях с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. д. Место занятий в учебном плане. Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 1 занятие в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут Программа рассчитана на 28 недель. Общее количество занятий в год –28. 6.2. Содержание курса «Математические ступеньки». Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение трех и более предметов (фигур): - по размеру (больше-меньше, длиннее -короче, такой же по длине, выше - ниже, шире уже и др.); - по форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.); - по цвету одного и того же цвета или разных цветов). Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу. Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов. Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже и др., его использование при выполнение заданий. Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу. Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь) 19 Пространственные отношения : взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.) Временные представления: раньше – позже; вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отсчет дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года. Их последовательность. Неделя, месяц, год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц). Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше трех часов, меньше пяти часов и т.п.). Счёт предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же). Устная нумерация: названия и последовательность чисел от 0 до 10. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента. Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчета. Порядковый счет, его отличия от счета количественного. Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.). Равенство, его обозначение в математике. Знак «=». Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и вычитание. Целое и часть. Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал. Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче. Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами). Простейшие геометрические фигуры : отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырехугольник, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга. Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника. Линейка – инструмент для вычерчивания отрезка. 20 Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу. Содержательно-логические задания на более сложном математическом материале на развитие: внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры, игры «Веселый счет», «Исправь ошибки» и др.); воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных); памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов); мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др. по заданным условиям). Планируемые результаты: Личностные: -Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы). -Принятие социальной роли будущего «ученика», осознание личностного смысла учения и интереса к изучению математики. -Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция. - Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности. - Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке, как «рабочей» ситуации, требующей коррекции; вера в себя. Метапредметные: Регулятивные: -Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему Учиться планировать учебную деятельность на занятии. -Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки -Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства 21 -Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные: -Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. -Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. -Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). -Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: -Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). -Слушать и понимать речь других. -Вступать в беседу на занятии и в жизни. -Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. -Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные: должен знать - основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник); - графический образ числа; должен уметь - определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди; - считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой; - расставлять цифры первого десятка в правильной последовательности и в обратном порядке; - сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну; делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов; - различать правую и левую руку; - повторять узор; - находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор; раскрашивать рисунки, не выходя за их контуры; В результате изучения курса «Математические ступеньки» 22 обучающиеся научатся: - знать различие между цифрой и однозначным числом; - знать названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке; - определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом; - знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности; обучающиеся получат возможность научиться: - проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции; - сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам; - выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.. 6.3.Тематическое планирование модуля «Математические ступеньки». № занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Тема занятия Пространственные представления, взаимное расположение предметов, уточнение значения вопросов: «Сколько?», «Какой?», «Который?». «На», «над», «под». Шире, уже. Справа, слева. Столько же. Больше, меньше. Длиннее, короче. Сравнение предметов. Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур. Сравнение предметов. Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее. Игра «Охота за цифрами» Пара. Треугольник. Поровну. Игра «Веселое сложение» Квадрат . Вверху. Внизу. «Фигурки спрятались». Круг, овал. Увеличение Игра «Веселый счёт». Пальчики . Уменьшение Веселые задачи на увеличение и уменьшение. Математические игры Дверной замочек. Игра «Засели дома» Радуга и ноты. Два кольца без начала и конца. Весёлый счёт. Цирковая акробатка Найди общие элементы. Нахождение в группе 23 21 22 23 24 25 26 27 предметов «лишнего». Логические задачи (задачи на развитие внимания, памяти) Рисуем задачи. Ручки. Конструирование из палочек. Счёт предметов в прямом и обратном порядке. Части суток, их последовательность. Значение понятий вчера, сегодня, завтра. Дни недели, их последовательность; название месяцев года. Название месяцев года, их последовательность. 28 Весёлая математика (игра-соревнование) 7. Рабочая программа по курсу «Познавательное развитие» (модуль «Зеленая тропинка»). 7.1. Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе: -Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ от 17 октября 2013 года № 1155); -Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ от 06.10.2009 №373) с изменениями и дополнениями; - Программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет».- М.: Просвещение, 2015, авторской программы Плешакова А.А. «Зелёная тропинка», обеспеченной учебным пособием: Рабочая тетрадь «Зелёная тропинка» для подготовки детей к школе. М.:Просвещение.2015, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Для реализации программного содержания используются: • Плешаков А.А. Зеленая тропинка: Учебное пособие для подготовки детей кшколе. - М.: Просвещение, 2015г. • Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2015г. Курс «Зелёная тропинка» направлен на коррекцию и развитие накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основе подготовки лежат непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: 24 о видах транспорта, о предметах быта, инструментах, технике. «Явления общественной жизни» расширяют круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости. Данная программа составлена для детей 5-7 лет для подготовки к школе. Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы. 1) Цель: развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей; систематизация и научная коррекция накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений. Задачи: - формировать представления о растительном, животном мире, сезонных изменениях в природе, некоторых видах труда и профессиях; - уточнять и систематизировать знания о явлениях природы; - обогащать активный и пассивный словарь; - развивать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения; - формировать навыки самоконтроля и самооценки; - формировать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; - развивать чувство эмпатии, сопереживания к окружающим людям; - развивать творческие способности, воображение; - формировать общеучебные умения: умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца, работать внимательно, сосредоточенно. - способствовать воспитанию трудолюбия, доброты, отзывчивости; - способствовать воспитанию интереса и любви к Родине, природе, способность любоваться её красотой, бережно относится к растениям и животным. - формировать этические нормы и правильное поведение. Место занятий в учебном плане. Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 1 занятие в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут. Программа рассчитана на 28 недель. Общее количество занятий в год–28. 7.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЗЕЛЁНАЯ ТРОПИНКА» Звёзды, Солнце и Луна (3ч) Наблюдение звёздного неба (с помощью взрослых), выделение отдельных созвездий (двух-трёх). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых). Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Игра «Путешествие на Луну». 25 Приключения солнечного зайчика. Наблюдение световых лучей, игры с солнечным зайчиком, совместное сочинение сказки о солнечном зайчике. Свет и тень: постановка сценок театра теней. Радуга – украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги. Докрашивание радуги на рисунке. Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем, играх с солнечным зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать. Чудесный мир растений и грибов (10ч) Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласаопределителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян. Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения. Мхи и папоротники – тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по натуральному образцу. Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов. Наши друзья животные (8ч) Животные нашей местности. Обитатели живого уголка. Домашние животные. Породы собак. Рисование своего домашнего питомца. Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга). Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Мысленное достраивание изображений «спрятавшихся» рыб. 26 Наблюдение за поведением воробьёв, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т.д.). Разнообразие изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров. Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя). Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя. Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики». Правила безопасности при встречах и общении с животными. Круглый год (4ч) Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времён года. Выявление причинно- следственных связей между различными сезонными изменениями (положение Солнца, погода, жизнь растений и животных, занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей). Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения и материалов книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики»). Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения. Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний. Окружающий мир и наша безопасность (3ч) Красота и разнообразие окружающего мира. Радость познания мира, общения с людьми. Всегда ли окружающий мир безопасен для нас? Рассуждения о потенциально опасных для человека объектах и ситуациях. Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Противопожарная безопасность. Правила поведения при контактах с незнакомыми людьми. Планируемые предметные результаты освоения курса Предметные результаты Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования в области познавательного развития: 27 Ребенок владеет универсальными предпосылками учебной деятельности – умеет работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; Распознает на рисунках и в природе изученные растения и животных; перечисляет в правильной последовательности времена года и кратко характеризует их признаки; Применяет усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач, предлагает собственный замысел конструктивной деятельности и воплощает его в рисунке, поделке, модели и т.д.; Ожидаемый результат Обучающийся научится: Проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы; Проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе. Личностные, метапредметные результаты освоения программы. Курс «Зеленая тропинка» нацелен на подготовку старшего дошкольника к достижению следующих личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов. Личностными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих умений: - определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы); - в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя); - при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей; - понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей; - выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам; - объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему. 28 Метапредметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных. Регулятивные УУД: - учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; - учиться работать по предложенному учителем плану; - учиться проговаривать последовательность действий на занятии; - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса; - учиться оценивать результаты своей работ В результате изучения курса «Зелёная тропинка» обучающиеся научатся: Неживая природа: -иметь представление о сезонных изменениях в природе; обучающиеся получат возможность научиться: -определять состояние погоды: солнечно. Пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег; -уметь вести календарь природы с помощью взрослых. обучающиеся научатся: Живая природа: иметь представление о домашних животных; - иметь представление о перелётных и зимующих птицах; обучающиеся получат возможность научиться: - иметь представление о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. обучающиеся научатся: Растительный мир: - иметь представление об условиях необходимых для роста растений; -о лесных ягодах и грибах; -об овощах и фруктах; - о деревьях, кустарниках и цветах. обучающиеся получат возможность научиться: 29 -различать и называть деревья по коре, листьям, плодам. 7.3. Тематическое планирование модуля «Зеленая тропинка» № Тема занятия занятия 1 Звёздное небо. 2 Солнце и Луна. 3 Радуга. Народные приметы. 4 Как узнать растения? 5 Травянистые растения. 6 Кустарники. 7 Деревья. 8 Декоративные растения. 9 Овощи и фрукты. 10 Съедобные и ядовитые растения. 11 Лекарственные растения. 12 Мхи и папоротники. Грибы. 13 Растения в твоей «мастерской». 14 Как узнать животных? 15 В живом уголке. 16 Домашние животные. 17 Породы собак. 18 В мире насекомых. 19 В мире рыб. 20 В мире птиц. 21 В мире зверей. Какие ещё бывают животные? 22 Времена года. Осень. 23 Времена года. Зима. 24 Времена года. Весна. 25 Времена года. Лето. 26 Правила безопасности дорожного движения. 27 Пожарная безопасность. 28 Вода бывает опасной! 30 31 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)